Те, у кого уже есть собака, прекрасно знают, насколько чувствительно собаки умеют улавливать желания и настроения своего хозяина, и как хорошо они понимают его речь. Жаль только, что далеко не все владельцы собак так же хорошо понимают своих питомцев. Ведь собака – животное социальное, как, впрочем, и их дикие предки. Да, большинство собак сегодня живут довольно изолированно, в домах своих хозяев, но их поведение все еще сохраняет те формы, которые обуславливается «стайным» общением животных в естественных условиях. Для коллективов животных характерны три типа поведения, необходимых для обмена информацией между членами коллектива. В основном, этот обмен информацией касается территориального и полового общения, родительских взаимоотношений, совместного добывания пищи и так далее. Средствами такого общения могут быть специальные движения, различные звуки, запаховые метки, особые манеры передвижения, позы, специфическая мимика.
Собаки всегда отважно и бесстрашно защищают территорию, которую считают своей – квартиру, загородный дом, и даже подъезд и часть двора, куда они выходят на прогулку. Охраняя границы своей территории, они непременно отмечают экскрементами и мочой пределы этой территории. Широко известно сравнение задирания задней лапы собаки, которая метит запаховыми метками свои владения, с соловьиной песней – суть и того, и другого явления в одном: пометить территорию. Сравнение принадлежит австрийскому зоологу К. Лоренцу, и до сих пор никто его не оспорил. Запаховые метки чрезвычайно индивидуальны – другие собаки долго исследуют их, а потом сверху ставят собственную метку. Научный факт: по этим меткам можно определить не только возраст и пол собаки, но и ее породные и типологические признаки.
При встрече двух взрослых собак особенно четко и ярко проявляется информационная значимость движений и поз. Существует несколько вариантов подобных встреч. Первая фаза: остановиться на некотором расстоянии друг от друга и внимательно рассмотреть нового знакомого. Вторая фаза: приподняв шерсть на крестце и загривке, на прямых лапах и медленно приблизиться друг другу. Поза при этом настороженная – уши торчком, прямой взгляд, хвост высоко поднят, напряженные мышцы спины и шеи. Третья фаза: голова к хвосту, медленная ходьба кругами, взаимное обнюхивание задней части туловища и области под хвостом. Заключительная фаза: если собаки равны по силе, они могут разойтись и пометить ближайшее дерево, после чего, не теряя достоинства, отправиться по своим делам.
Если происходит случайная встреча двух взрослых собак разного пола, то после фазы обнюхивания следует фаза приветствия – первым начинает кобель: он довольно дружелюбно помахивает хвостом и подпрыгивает на месте, выражая добрые намерения и демонстрируя отсутствие агрессивности. Меняется и его выражение морды – уши прижимаются к голове, кожа на лбу гладкая, шерсть на крестце и загривке укладывается. Кобель приоткрывает пасть, а уголки рта оттягиваются назад и вверх – кажется, что ваш пес улыбается, и это впечатление подтверждает появление маленьких вертикальных складочек в углах рта. Тот же К. Лоренц дал определение и этому выражению – «галантная мина». Такое выражение можно наблюдать у собак во время сексуальных игр или при играх со своим хозяином. Собака начинает толкаться лапами, носится кругами, хвост между ногами и постоянно повиливает. Если собака хочет выразить свое предложение принять участие в игре, то она приседает, прогибает спину, припадает на передние лапы, уши опускаются, а морда приподнимается кверху – взгляд прямой, а хвост опущен и повиливает.
Если вы, как добрый хозяин, хорошо понимаете значение любого поведения вашей собаки, вам не составит никакого труда правильно оценить ее состояние и, при необходимости, подобрать соответствующие случаю способы и методы воздействия. Только не забывайте, что для счастливой жизни вашей собаке необходимо также и общаться с другими собаками, а не только с вами. Поэтому ни в коем случае не лишайте вашу питомицу контактов с другими собаками, а во время прогулки не запрещайте ей исследовать запаховые метки ее собратьев – это будет равносильно посещению балетного спектакля с завязанными глазами и заткнутыми ушами.